Педагогическая гостиная-2011

| вторник, 15 ноября 2011 г.

 Добро пожаловать!

Это форум мероприятия «Педагогическая гостиная-2011».

Предлагаем Вам обсудить следующие вопросы: 
1.   Профессиональная рефлексия как инструмент развития педагогического мастерства.  
2.   Региональный опыт наставничества в образовании. Организация тьюторской работы.
3.   Опыт организации дистанционных курсов в рамках программы Интел «Обучение для будущего» (ТЕО2): проблемы и перспективы.

34 коммент.:

Елена Львовна Калиберда комментирует...

По мнению И.И. Семенова, рефлексия – это процесс преобразования стереотипов опыта, внутренние условия выхода в инновационную (порождение новых идей, построение нового опыта) практику.

Рефлексия – мысле-деятельностный или чувственно-переживаемый процесс осознания субъектом своей деятельности.

Профессиональная рефлексия - это соотнесение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует профессия. Эти представления подвижны – они развиваются.
Рефлексия помогает человеку сформулировать получаемые результаты, предопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой профессиональный путь.

Как часто мы занимается рефлексией? Какое место она занимает в нашей деятельности? Как тьютор может помочь слушателю освоить этот вид деятельности?

Поделитесь своим мнением.

Еремина Ирина Константиновна комментирует...

Рефлексия – осмысление новых знаний, умений, качеств и ценностей, критический анализ информации, генерация ответов на вызовы окружения, а также самооценка себя, своего поведения, своей роли, своего вклада в процессе групповой работы, корректировка своей деятельности на основе этой оценки и потребностей группы – обязательный атрибут современного образования.(Лазарев Т.В.)

Для учителя этап рефлексии на уроке очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

Рефлексия выполняет определенные функции. Ее наличие, во-первых, позволяет человеку сознательно планировать, регулировать и контролировать свое мышление (связь с саморегуляцией мышления); во-вторых, позволяет оценивать не только истинность мыслей, но и их логическую правильность; в-третьих, рефлексия не только улучшает результаты решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без ее применения решения не поддаются.
В педагогическом процесс рефлексия выполняет следующие функции:
— проектировочная (проектирование и моделирование деятельности участников педагогического процесса);
— организаторская (организация наиболее эффективных способов взаимодействия в совместной деятельности);
— коммуникативная (как условие продуктивного общения участников педагогического процесса);
— смыслотворческая (формирование осмысленности деятельности и взаимодействия);
— мотивационная (определение направленности совместной деятельности участников педагогического процесса на результат);
— коррекционная (побуждение к изменению во взаимодействии и деятельности).(http://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology/134-other-psychology/792-reflection-teacher-reflection) Потому полностью согласна с коллегами, что рефлексия неотъемлемая форма работы на различных этапах изучения тем.

Ирина Косенко комментирует...

Рефлексия помогает как педагогу, так и ученику осознать материал, понять, в чем ты его освоил хорошо, а в чем нужно поработать. Еще она помогает заглянуть в себя, поразмышлять о своих размышлениях, так сказать, развивает метапознание.

Тамара комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Тамара комментирует...

МБОУ "СОШ №38" г. Абдулино
Рефлексия широкое психологическое понятие. Хотелось бы обратить внимание при организации данной работы, на отображение не только действий ребенка, но и проекцию действий самого педагога. Рефлексия педагога должна учитывать пути взаимодействия с ребенком, чувства и переживания, сопровождающие этот процесс и охватывающие обе стороны образовательного процесса. Сейчас мы обращаем внимание и на профессиональную рефлексию педагога, как субъекта деятельности. Анализ своей практической деятельности, использование опыта своих коллег позволяет нам находить пути перестраивания и совершенствования своей профессиональной деятельности. Этот процесс необходим в условиях постоянно развивающегося общества и обновляющегося образовательного процесса.

Евгения Корочкина комментирует...

Мне кажется, если ввести в каждый урок или занятие элементы рефлексии, то по истечение определенного периода времени дети сами начнут подводить итоги и ставить цели на след. урок. Мне самой это очень нравится, поэтому стараюсь применять в своей деятельности

Алевтина Владимировна комментирует...

Организация рефлексии на уроке помогает разрешить противоречие между потребностями и способностями обучающихся. Учащиеся осознают собственную и совместную деятельность, способ, который привел их к достижению результата. Если вести рефлексию поурочно, заметен рост самооценки обучаемых.Рефлексия помогает осознать навыки и умения, полученные в учебном процессе, мотивирует учащихся на успешное освоение материала.

Анастасия Наконечная комментирует...

В личностной сфере человека рефлексия охватывает как коммуникативные процессы, так и процессы самоосмысления, самосознания.Роль рефлексии в творческой деятельности состоит в целеполагании, установлении и регулировании адекватных требований к себе.
В целом, с помощью рефлексии осуществляется контроль и управление процессом усвоения знаний, а также развивается сама деятельность.

Сергей Мараховский комментирует...
Этот комментарий был удален автором.
Сергей Мараховский комментирует...

Я думаю рефлексией учитель должен заниматься и занимается регулярно, да согласен с Анастасией Наконечной "помощью рефлексии осуществляется контроль и управление процессом усвоения знаний, а также развивается сама деятельность." Без управления и контроля нет и результатов

Елена комментирует...

Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе. Обсуждая в конце урока результаты своих наблюдений, учащиеся смогут объективно оценить свою активность и качество работы. Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Тренкина Галина Геннадьевна комментирует...

РЕФЛЕ́КСИЯ, -и, ж. (книжн.). Размышление о своём внутреннем состоянии, самоанализ (словарь С.И.Ожегова). В настоящее время, когда в основном (из-за вынужденной подготовки учащихся к выполнению различных тестовых заданий) учитель не всегда может найти время для того, чтобы научить видеть, анализировать, делать глубокие выводы. Без умения заниматься самоанализом, видеть перспективу, расставлять приоритеты ребятам очень нелегко становится во взрослой жизни. Потому, на мой взгляд, рефлексия – неотъемлемый прием работы на различных этапах уроков. И здорово, что есть очень многие учителя ежедневно применяют элементы рефлексии в обучении.

Светлана Кинельская комментирует...

В образовании сейчас рекомендуется переход к новым образовательным и воспитательным технологиям, в частности, к личностно-ориентированному обучению и воспитанию.А этот переход невозможен без целенаправленной рефлексии своих профессиональных и личностных качеств. Профессиональная компетентность и компетенции педагога нужно всегда рефлексировать( или саморефлексировать). Без этого не может быть дальнейшего роста педагогического мастерства.

Светлана Кинельская комментирует...

Что касается второго вопроса. Думаю, что региональный опыт наставничества лучше проанализируют методисты и специалисты РЦРО. Но каждый учитель-новатор, каждый компетентный педагог является наставником более молодых и неопытных педагогов. Каждый учитель информатики в нашей области - это тьютор, хочет он этого или нет. А в нашем Бугурусланском районе это повседневная практика - помощь в освоении новых технологий, в том числе и ИКТ.

Светлана Кинельская комментирует...

Что касается дистанционных курсов программы. У меня сейчас в школе проходит обучение дистанционно по этому курсу один педагог начальных классов. Возраст и опыт работы солидный. Сначала ей было очень тяжело, ей казалось, что её этим курсом наказали за что-то. Сейчас уже вошла во вкус, неплохие навыки работы в сети, совместных документах, создании вики-страниц. Близимся к логическому завершению. А я потихоньку тьторю.

Kurkina EV комментирует...

по поводу тьюторской деятельности и рефлексии. К новому курсу "Обучение для будущего" учитель должен быть готов психологически, он должен проанализировать свои знания, возможности и потребности. Иначе после окончания курса он не будет применять полученные знания и будет работать так же, как его учили в педучилище **-цать лет назад.
Поэтому в школе учителю необходимо предоставить технические средства, организовать доступ в Интернет и показать примеры использования сетевых сервисов в учебном процессе, тогда обучение на курсах будет осознанным и не пройдет даром.

Александр комментирует...

Рефлексия - это критический взгляд на свою деятельность, осознание себя в этой деятельности, постановка целей и задач на будущее. Поэтому рефлексия должна стать неотъемлемой частью любого урока у каждого учителя.

Елена Львовна Калиберда комментирует...

Спасибо, коллеги, за проявленный интерес к обсуждаемым вопросам! Хотелось бы больше узнать о вашем опыте наставничества и организация тьюторской работы. А еще о том, какой вы видите эту работу в идеале, и какую помощь хотели бы получить сами лично.

Unknown комментирует...

Рефлексия - это этап урока, который позволяет подвести итоги определенного вида деятельности, нацелить на следующий урок, понять что получилось, а что нет и почему. Детям это нравится. Мои семиклассники с удовольствием проводят рефлексию через блог. Они уже вошли во вкус и просят, чтобы была возможно поработать с блогом. Приходится постоянно публиковать новые сообщения. Лучше всего эта работа протекает по обществознанию. Это готовит ребят к выполнению заданий, где надо высказывать и защищать свою точку зрения. Осваивать что-то новое всегда трудно. Но потом получаешь удовлетворение от пройденного пути, понимаешь, что многому научился и теперь сам научишь других. Дети тоже чувствуют насколько учитель готов к работе в новых условиях. Спасибо за организованные курсы нашим Главным Тьюторам. Они нас многому научили, помогли шагать в ногу со временем.

Лариса Перевицких комментирует...

Перевицких Л.А.
Присоединяюсь к словам Ольги Николаевны, что "дети чувствуют" учителя. Они постоянно стимулируют нас на самосовершенствование. И тоже хочу сказать большое спасибо Региональному Центру, всем сотрудникам, лично Елене Львовне, за курсы (всегда полезные и интересные!!!), за сетевые конкурсы.

Владимир Милов комментирует...

Рефлексивная деятельность профессионала развивает его способность видеть проблемы собственной профессиональной деятельности, модифицировать ее за счет своих внутренних ресурсов, самостоятельно осуществлять свой выбор, принимать ответственность за свои решения. Развитие рефлексии в деятельности профессионала становится его первоочередной задачей. Профессионал ли я в этом смысле? Да. Рефлексия стала необходимым элементом моей деятельности, и эффективным инструментом для достижения поставленных целей.

Чайка Людмила Викторовна комментирует...

Организация дистанционных курсов в рамках программы Intel «Обучение для будущего» (ТЕО2) предоставляет учителям отличную возможность самообучения в наиболее комфортных для каждого условиях. Всегда занятые учителя могут выбрать для себя удобное время, когда они смогут выполнить задание наиболее качественно; удобно учиться в своем темпе, но ориентируясь на открытый календарь курса. При затруднении тьютор оперативно придет на помощь, консультируя и в чате, и в Skype, и по электронной почте.
Однако есть и довольно весомые минусы: на мой взгляд, прежде всего, для ТЕО нужно иметь достаточно сильную мотивацию к обучению. Не секрет, что текучка - это общая проблема всех дистанционных курсов, и ТЕО в том числе.

Unknown комментирует...

Хочется еще добавить свои мысли по поводу дистанционного обучения. Они для меня много значат. Сама уже прошла не один дистанционный курс. И каждый раз понимаешь, что они действительно нужны. Вот в роли тьютора сама была только для детей на дистанционном обучении по подготовке к ЕГЭ по обществознанию. А хотелось бы попробовать. В школе учителей потихоньку обучаю. Что знаю, всегда скажу, но есть и белые места, которые хотелось бы открыть. Буду надеяться, что все еще впереди. Наши организаторы обязательно придумают что-нибудь новенькое. А мы их не подведем. Активно примем участие во всех начинаниях. Это нужно и нам, и детям!

igor комментирует...

Уважаемые, коль обозначена такая тема, давайте поговорим о рефлексии.
Безусловно важно, определиться в том, что такое рефлексия. Но ведь вопрос то собственно не только в этом. Исходя из темы:"Профессиональная рефлексия как инструмент развития педагогического мастерства", нам важно понять, как рефлексия поможет развивать свое педагогическое мастерство. И вот здесь важно не удариться с одной стороны, в общие рассуждения; с другой стороны, в узко направленные алгоритмичные рассуждения.
Как же организовать рефлексивный процесс, направленный на развитие педагогического мастерства:
1. Четко зафиксировать результат и определиться, удовлетворяет ли он Вас.
2. Провести анализ действий и выбрать те, которые:
- приводят к приемлемому для Вас результату;
- препятствуют достижению приемлемого результата.
3. Откорректировать те действия, которые препятствуют достижения приемлемого результата и включить их в перечень действий, приводящих к Успеху.
То есть, важно понять прописную истину: нельзя учиться добиваться Успеха, проводя только работу над ошибками.

Хафизова Руфия Зямилевна комментирует...

Я считаю, что рефлексия нужна, так как ребенок учится оценивать себя,свои возможности, свои успехи и неудачи. Очень важно использовать рефлексию на всех этапах урока, занятия. И что актуально, это оценивание себя с самим собой, а не с другими учениками. Ученики в ходе рефлексии приобретают опыт использования полученных знаний для решения разных жизненных вопросов.

Технологии Blogger.

Поиск

Яндекс