Контентная фильтрация в школе

| воскресенье, 8 января 2012 г.

Сегодня мы с уверенностью можем сказать, что абсолютное большинство школ нашей страны имеют подключение к сети Интернет и этот информационный канал с каждым годом становится доступным для все большего количества учащихся.
Изначально Интернет развивался вне какого-либо контроля, поэтому сейчас, как следствие, он представляет собой сосредоточение огромного количества далеко не всегда безопасной информации. Следует понимать, что, подключаясь к Интернет, учащийся встречается с целым рядом угроз, о которых он может даже и не подозревать. Среди них - угроза заражения вредоносным ПО, доступ к нежелательному содержимому, контакты с незнакомыми людьми посредством чатов или электронной почты, неконтролируемые покупки. Проблема фильтра информации, которую учащиеся черпают из всемирной паутины, встает все острее, тем более, что аудитория становится все моложе, и когда как не сейчас, до начала учебного года – время обсуждать, делиться опытом и обдумывать эту проблему.

Рассмотрим какие же способы организации контентной фильтрации доступны образовательным учреждениям.
1. Локально на каждом персональном компьютере.
2. Программа-фильтр устанавливается на компьютере, контролирующему доступ в сеть Интернет всех персональных компьютеров школы, входящих в локальную сеть образовательного учреждения.

Первый способ, несомненно, очень трудоемок и усложняет процесс администрирования программы контентной фильтрации, так как контролировать список доступа к ресурсам необходимо на каждом ПК. В большинстве случаев такую фильтрацию может отключить пользователь самостоятельно, владеющий минимальными навыками работы с ПК.
http://freeschool.altlinux.ru/wp-content/uploads/2011/06/page_net1_w600_h347.jpeg

Второй способ требует от системного администратора более высокого уровня квалификации, так как он подразумевает администрирование школьного сервера. Но при таком способе организации контроля доступа к ресурсам сети Интернет ни одна машина не может миновать программу-фильтр, установленную на сервере. Также контролировать список доступных или запрещенных ресурсов нужно в единственном числе.
http://freeschool.altlinux.ru/wp-content/uploads/2011/06/page_net_w600_h446.jpeg

Рассмотрим второй способ более подробно. Такой способ позволяет обеспечить доступ в сеть Интернет всех сотрудников и учащихся образовательного учреждения через один общий канал.

В соответствии с требованиями надзорных органов руководители многих образовательных учреждений пришли к выводу о том, что необходима:
1. организация разграничения прав доступа к ресурсам сети Интернет для различных групп пользователей локальной сети образовательного учреждения;
2. фильтрация трафика на основе «черных» и «белых» списков;
3. ведение электронного журнала работы пользователей в сети Интернет, доступного через веб-интерфейс, создаваемого автоматически на основе отчета о работе прокси-сервера.

«Белые списки» – подразумевают перечень ресурсов, доступ к которым разрешен. Несомненно, что «Белые списки» для образовательного учреждения должны содержать только те ресурсы, которые отвечают образовательным задачам школы.
«Черные списки» – подразумевают перечень ресурсов доступ к которым запрещен.
Какое-же программное обеспечение выбрать для организации контролируемого доступа в сеть интернет? Интернет изобилует предложениями о программах, для фильтрации трафика, но в большинстве своем это коммерческие решения, требующие покупки дорогостоящих лицензий. Также такое ПО предполагает установку на ОС Windows, что в свете перехода образовательных учреждений на СПО не совсем актуально.

Но зачем же покупать то, что и так уже есть у школы? А именно:
1. Альт Линукс 5.0 Школьный Сервер.
2. Прокси-сервер squid /предустановлен в Альт Линукс 5.0 Школьный Сервер/.
3. Программа для фильтрации трафика redirector, способная обеспечить различный уровень доступа пользователей, фильтрацию контента на основе «черных» и «белых списков».
4. Генератор отчетов работы прокси-сервера SARG (Squid Analysis Report Generator) – позволяет создавать электронный журнал работы пользователей в сети Интернет автоматически.

Таким образом образовательные учреждения имеют полный набор средств и инструментов, для организации контентной фильтрации.
Продолжение следует… http://pspo.it.ru/

1 коммент.:

Елена Львовна Калиберда комментирует...

Вышло в свет окончание статьи Дмитрия Коновалова, специалиста технической поддержки компании «Интэком», осуществляющей внедрение Альт Линукс в школах Алтайского края на тему контентной фильтрации, где рассматриваются актуальные вопросы выбора ПО, организации школьной сети с контролируемым доступом в Интернет, настройки сервера, локальных машин, ну и, наконец, рассуждения о том, как предоставить учащимся и сотрудникам школы доступ только к тем ресурсам всемирной паутины, которые отвечают образовательным задачам учебного заведения.
http://www.intekom.ru/lokalnaya-set.html

Технологии Blogger.

Поиск

Яндекс